Обкатка двигателя – это этап подготовки нового или восстановленного мотора перед дальнейшей эксплуатацией. Обкатка подразумевает собой временное использование двигателя на низких оборотах и минимальной мощности — это позволяет деталям притереться друг к другу и избежать образования задиров и прочих повреждений подвижных элементов.
Цели обкатки
Несмотря на то, что детали мотора производятся на конвейере и имеют определенные параметры, невозможно обеспечить точное совпадение размеров деталей, взаимодействующих друг с другом. Во время обкатки детали «притираются» друг к другу, что обеспечивает равномерное прилегание поршней, цилиндров и клапанов, минимизирует трение и износ этих компонентов во время работы.
Правильная обкатка мотора помогает избежать появления потенциальных дефектов, которые могут возникнуть из-за чрезмерной нагрузки на новые детали и продлить срок службы двигателя.
Для каких типов двигателей требуется обкатка?

Обкатке подлежат практически все типы бензиновых двигателей, в том числе 2-х тактные и 4-х тактные лодочные моторы. Такая подготовка не нужна только электромоторам, так как они не имеют трущихся подвижных деталей.
Важно! Некоторые двигатели проходят обкатку прямо на производстве, информация об этом указывается в инструкции пользователя. Если такой пометки нет, значит пробный запуск необходимо будет произвести самостоятельно.
Основные принципы

Обкатка и испытание двигателя проводятся на воде причем, проводить процедуру в бочке не имеет смысла, поскольку на холостых оборотах на него не будет оказываться должная нагрузка.
В процессе обкатки необходимо использовать только оригинальные моторные масла, указанные в руководстве пользователя вашего двигателя. Масло должно иметь индекс, соответствующий тому, который указан в инструкции и иметь пометку «Для водного транспорта» — в отличие от автомасел, такой продукт способен в максимальной степени сохранить свои эксплуатационные свойства даже при проникновении влаги.
Правильная обкатка лодочного мотора подразумевает постепенное увеличение нагрузки на двигатель. Это позволит снизить износ и равномерно распределить нагрузку на все компоненты двигателя. Во время обкатки запрещено использовать устройство на максимальной мощности, поскольку это может привести к износу или повреждению деталей.
Этапы обкатки
Схема обкатки двигателя может отличаться в зависимости от модели мотора, количества тактов, производителя и других факторов. Мы приводим общие рекомендации, применимые к большинству моделей, а более точную информацию о продолжительности обкатки, пропорциях масла и других деталях можно будет найти в руководстве пользователя, поставляемым с вашим устройством.
Инструкция по обкатке лодочного мотора отличается в зависимости от типа двигателя. По мнению специалистов, обкатку можно считать пройденной только после 100 и более отработанных моточасов. Но на практике самыми важными являются первые 10 часов предэксплуатационной подготовки — этого достаточно для обеспечения стабильной работы мотора. Поэтому, перед началом обкатки запаситесь количеством топлива, достаточным для 10 часов работы устройства.
Не стоит бояться, если во время притирки из мотора пойдет черный дым — это нормальное явление, вызванное большим количеством масла и мелких металлических частиц в нем.
Обкатка лодочного мотора

Мотор обкатывается с включенной передачей, причем, не только вперед, но и назад. Это позволит качественно обкатать шестерню не только переднего хода, но и заднего.
Весь процесс обкатки можно разделить на 3 этапа:
- Первые 60 минут двигатель должен работать на холостых оборотах с включенной передачей.
- Следующие 120 минут мотор должен работать с включенной передачей на оборотах не больше 3500. При этом необходимо каждые 15 минут менять обороты.
- Следующие 7 часов двигатель должен работать в режиме не больше 4500 оборотов в минуту.
Во время пробного запуска мотора необходимо следить за работой системы охлаждения — из специального отверстия должна непрерывно и равномерно выпускаться струя воды.
Переменный режим обкатки подвесного лодочного мотора с плавным увеличением нагрузки позволяет провести качественную притирку деталей за счет интенсивного вымывания продуктов износа и лучшего доступа масла в области трения.
Независимо от типа двигателя, после обкатки в устройстве необходимо полностью заменить масло. Чтобы мотор оставался на гарантии, первую замену масла следует произвести в авторизованном сервисном центре.
Обкатка двигателя после капитального ремонта

После существенного ремонта двигатель тоже нуждается в обкатке. Во время подготовительного запуска следует внимательно следить за работой двигателя и своевременно реагировать на любые изменения его характеристик. Это позволит убедиться в правильности сборки и отсутствии дефектов, а также поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии.
Первые 10–15 часов работы должны проходить на минимальных оборотах с постепенным увеличением нагрузки, чтобы дать возможность деталям правильно адаптироваться.
Зачем менять масло после обкатки двигателя?

После обкатки в масле скапливаются металлические частицы, которые могут вызвать повышенное трение и привести к износу двигателя и его компонентов. Кроме того, обкаточное масло имеет другие характеристики, не подходящие для длительной эксплуатации подвесного лодочного мотора.
Поэтому, для нормальной работы двигателя, обкаточное масло, загрязненное металлическими частицами, сливается, и вместо него заливается новое, подходящее для постоянного использования.
Как выбрать подходящее масло?
При выборе масла необходимо ориентироваться на рекомендации производителя, указанные в инструкции. Масло должно соответствовать стандартам API или ACEA и иметь класс вязкости, подходящий для текущих условий эксплуатации. К примеру, для большинства современных двигателей рекомендуется выбирать масла с классом вязкости 5W-30 или 10W-40.
Частота замены масла и фильтров во время обкатки
Первый раз заменить масло следует после 10-20 часов обкатки. Дальше масло и фильтры меняются в стандартном режиме — раз в сезон либо при достижении 100 часов работы.
Возможные ошибки и их последствия
Самая распространенная ошибка — создание слишком большой нагрузки на двигатель, что может привести к преждевременному износу устройства и его деталей. Подобные последствия также может вызвать несвоевременная замена масла — в результате обкатки в нем накапливается большое количество микростружки, негативно влияющей на работу мотора.
Еще одной распространенной ошибкой является слишком быстрое завершение обкатки и эксплуатация мотора в стандартном режиме. Если начать активно использовать новый двигатель на высоких оборотах, это приведет к перегреву устройства, неравномерному притиранию деталей и их быстрому износу.