Как выбрать лодку. Часть 4.
Подписаться на рассылку
Эта статья является продолжением цикла статей о выборе лодки. Если Вы еще не читали предыдущие части, то советуем ознакомиться с ними по ссылкам.
Введение. Основные термины и понятие. Какие лодки бывают и для чего подходят. Как подобрать размер и пассажировместимость надувной лодки. Как подобрать правильный тип днищевого настила для своей лодки. |
В этой статье ма расскажем о ПВХ ткани, из которой изготавливаются надувные лодки. Вы узнаете о преимуществах и недостатках материала, об особенностях, на которые нужно обратить внимание.
ПВХ или резина?
Надувные лодки часто называют «резиновыми», так как этот материал долгое время был основным для их производства. Но технический прогресс не стоит на месте, да и запросы потребителя постоянно растут. Не удивительно, что резину практически полностью вытеснил более современный материал — армированный лодочный ПВХ, который обладает целым рядом преимуществ:
Вес. |
|
Прочность. |
|
Уход и хранение. |
|
Функциональность и эстетичность. |
|
Цена. |
А сколько слоев в вашем ПВХ?
Количество слоев ткани — предмет для спора и манипуляций. Лодочные ПВХ-ткани это «сэндвич», состоящий из нескольких слоев разных по свойствам материалов, придающих ткани определенные характеристики. Основа — армирующий корд, состоящий из множества переплетенных синтетических волокон. Задача корда состоит в обеспечении прочности к разрыву и порезу, а также в придании устойчивости к растяжению. На основу с двух сторон наносится слой поливинилхлорида (ПВХ), как правило, методом ламинирования. Задача ПВХ в обеспечении воздухонепроницаемости баллонов (т.е. герметичности), защите корда от истирания и агрессивных сред и придании эластичности.
Рис. 1 — Схематическое изображение ПВХ-ткани в разрезе.
Теперь мы добрались к сути вопроса. Для монолитности соединения, между кордом и поливинилхлоридом наносится прослойка высокоадгезивного связующего вещества, обеспечивающего прочное соединение на молекулярном уровне. Сам адгезив практически не виден в разрезе ткани.
Какая должна быть плотность у ПВХ?
При выборе оптимальной для себя плотности ткани, нужно учитывать несколько важных моментов.
- Рост плотности ткани неизбежно повышает общий вес комплекта. Если для больших лодок это не столь принципиально, то для маленьких гребных моделей каждый дополнительный килограмм имеет значение.
- Более плотная ткань менее эластична, т.е. труднее гнется и сворачивается. Это будет не так заметно в теплое время года, а вот когда температура воздуха достаточно низкая, материал «дубеет». И опять же, для больших лодок, у которых процесс сборки сам по себе трудоемкий, это не столь принципиально, а для гребнушек и небольших плоскодонок это достаточно серьезный минус.
- Большая плотность материала нужна в первую очередь для изготовления лодок большого размера, которые предусматривают движение под мощными моторами на больших скоростях. В этом случае баллоны лодки испытывают серьезные нагрузки при ударении о волны, а высокая плотность обеспечивает необходимую устойчивость к повреждениям и деформации.
- Даже ткань 750 г/м2 выдержит препятствие в виде камыша или веток — они неизбежно встретят препятствие в виде нитей корда, а вот от очень острых и тонких предметов, крючка например, не спасет и самая плотная ткань.
Опытным путем большинство производителей пришли к следующим оптимальным показателям плотности ткани:
Гребные лодки | Моторные плоскодонные лодки | Килевые лодки |
800-950 г/м2, или 650-750 г/м2 для ультралегких и компактных моделей | около 950 г/м2, чего вполне достаточно для практически любых условий эксплуатации | практически всегда 1100 г/м2, за исключением специальных облегченных моделей |
Следует понимать, что прочность ткани далеко не полностью зависит от ее плотности. В значительной мере это прочность армирующего корда, его качество, материал изготовления и т.д. которые могут варьироваться в зависимости от производителя ткани. Поэтому даже менее плотная ткань может быть прочнее более плотной.
В заключение
Стоит отметить, что на рынке присутствуют лодки, изготовленные из ткани плотностью 600г/м2 и ниже. Эту ткань обычно называют «тентовой», так как она широко применяется при их изготовлении. Ее отличительной особенностью является либо полное отсутствие армирующего корда, либо он совсем слабый. Как правило, это лодки китайского производства, выделяющиеся очень малым весом и ценой. Однако следует учитывать, что такие плавсредства вообще никак не сертифицированы, и совершенно не соответствуют нормам безопасности.
В следующей статье мы расскажем о методах изготовления лодок и на что он влияет.
А если у Вас остались вопросы, то у нас есть специалисты, которые бесплатно и с удовольствием ответят на них.
Заявка на звонок