Правильно выбрать лодку — значит, найти оптимальный баланс между базовыми характеристиками. Повышение одних эксплуатационных качеств может негативно отразиться на других. Например, чем больше диаметр баллонов, тем выше грузоподъемность и устойчивость лодки. Одновременно с этим, с увеличением баллонов сокращается объем полезного пространства внутри плавсредства и повышается парусность, так как лодка становится выше и больше подвергается ветровому воздействию.
Зная, как правильно выбрать надувную лодку, вы получите не только надежное и функциональное судно, но и сможете сэкономить деньги, отказавшись от ненужных опций.
Ответ на вопрос «какую лодку выбрать» отличается в зависимости от ожиданий пользователя. Кому-то нужно выбрать лодку для рыбалки, а кому-то для прогулок с ветерком; кто-то не прочь поработать на веслах, а кому-то нужно выбрать лодку под мотор; кто-то хочет выбрать надувную лодку (надувные лодки под мотор Барк смотрите тут), а кому-то по вкусу корпусная; кто-то хочет выбрать недорогую лодку, а кто-то не прочь сделать спецзаказ, чтобы и привальный брус красного цвета, и сиденья белые.
Факторов для подбора лодки для каждого конкретного случая на самом деле очень много. Мы обратим ваше внимание на самые основные из них, а если вы не найдете ответа на какие-то из вопросов, то обязательно обращайтесь к нашим консультантам — они точно ответят на них.
Класс/тип лодки. Использование подвесного лодочного мотора.
Надувные лодки можно разделить на четыре класса: гребные, моторные плоскодонные, моторные килевые и лодки класса RIB. Каждый из них имеет определенные требования к наличию и характеристикам лодочного мотора. Поэтому, перед тем, как выбрать лодку ПВХ, необходимо определиться с тем, планируется ли использование мотора и какой мощности.
Гребные
Самые простые конструкционно и доступные по цене. Состоят из двух баллонов, формирующих надувной «бублик» — основу лодки.
Рис. 1 — Типичная схема простой гребной лодки.
Большинство из этих лодок не предусматривают установку двигателя, но некоторые модели все же оснащены специальным приспособлением — навесным транцем, с помощью которого можно установить двигатель. Поэтому такие лодки часто называют не просто гребными или моторными, а моторно-гребными.
Рис. 2 — Варианты навесных транцев для гребных лодок.
Но прежде стоит учитывать конструкционную особенность всех гребных лодок — двигатель находится непосредственно на баллоне, а значит, что при увеличении газа, винт с дейдвудом стремятся уйти под дно лодки, попутно выворачивая сам баллон. Поэтому на «гребнушки» ставят только самые маломощные моторы (2,5-3,5 л.с.) да и их используют вполсилы.
Самые значимые плюсы такого вида лодок:
- малый вес;
- легкость сборки;
- низкая цена.
Моторные плоскодонные
Формирующей особенностью этого класса моторных лодок является абсолютно плоское дно, без киля. В большинстве случаев состоят они из трех гермоотсеков, поочередно соединенных в П-образную форму бортов.
Количество гермоотсеков в разных моделях лодок может отличаться и чаще всего зависит от длины плавсредства.
Рис. 3 — Плоское дно на моторной лодке Kolibri KM-260.
В задней части лодки вваривается либо вклеивается жесткая транцевая плита для установки мотора. Окончания кормовых баллонов приходится на 40-70 см за транцем. Тем самым формируются компенсационные були, предотвращающие опрокидывание лодки при движении на большой скорости.
Рис. 4 — Типичная схема моторной плоскодонной лодки.
Моторные лодки предусматривают установку более мощных двигателей — до 10-15 л.с. Из-за ограниченной жесткости конструкции, вызванной в первую очередь отсутствием полноценной разборной жесткой палубы, плоскодонки длиннее 330 см, как правило, не производят.
Преимущество плоскодонных лодок еще и в том, что вы можете выбрать и установить подходящий и удобный для вас тип пола. Подробнее о вариантах днищевого настила — в следующем разделе.
Рис. 5 — Фанерная реечная слань. | Рис. 6 — Настил типа «слань-книга». | Рис. 7 — Алюминиевый пол. | Рис. 8 — Надувное дно (Air Deck). |
Моторные килевые
Характеризуются наличием дополнительного баллона — надувного кильсона, проходящего по центральной части лодки вдоль всего кокпита.
Рис. 9 — Надувной киль Kolibri KM-300Д Профи в сдутом виде. | Рис. 10 — Надувной киль Kolibri KM-450DSL в надутом виде. |
В отличие от плоскодонок, килевые лодки комплектуются разборной жесткой палубой, сегменты которой соединяются между собой специальным алюминиевым профилем, а по бокам — дополнительными стрингерами жесткости. Это существенно увеличивает продольную и поперечную жесткость лодки.
Рис. 11 — Типичная схема моторной килевой лодки.
Кильсон килевых ПВХ лодок под мотор надувается в последнюю очередь и придает дну лодки клиновидную форму, что существенно повышает ее мореходные качества, позволяет резать волну и выходить на полноценный режим глиссирования. Такие лодки изготавливаются до 4,5-5 метров с допустимой мощностью мотора 30-35 л.с. По ходовым качествам килевки значительно превосходят плоскодонные лодки, однако они куда более тяжелые, дорогие и сложнее в сборке.
Лодки класса RIB.
RIB расшифровывается как Rigid Inflatable Boat, если перевести дословно — жесткая непотопляемая лодка. Эту категорию лодок можно смело назвать гибридом надувной и корпусной лодки, сочетающую цельное жесткое дно (чаще выполненное из стеклопластика или алюминия) и надувные баллоны. Лодки класса РИБ являются непотопляемыми, допускают установку двигателей мощностью до 50 л.с. и более.
Рис. 12 — Лодка Storm RIB Amigo 510V.
Рис. 13 — Лодка Bark RIB RB-550 на воде.
Они обладают действительно превосходными ходовыми качествами. Лодки РИБ остаются маневренными и управляемые даже на очень высокой скорости (которую они, к слову, способны развивать) за счет лучшего контакта с водой. В сравнении с предыдущими типами лодок, эти также имеют повышенную грузоподъемность и устойчивость к качке.
Также на надувные RIB лодки можно установить дополнительную фурнитуру, например, Вы можете установить штурвал и сиденье и почувствовать себя настоящим капитаном.
Рис. 14 — Варианты комплектации лодок RIB от производителя Kolibri.
Такие лодки изготавливаются, как правило, под заказ, так как все ее преимущества существенно увеличивают и стоимость самого судна.
Но при всех плюсах есть и минус — неразборная конструкция требует использования специального прицепа для транспортировки.
Какой пол должен быть у надувной лодки.
Дно лодки без фанерного настила — это просто лист ПВХ ткани, то есть практически никакой опоры ногам нет. Не удивительно, что почти все лодки, начиная от ~250 см комплектуются каким-либо из вариантов жесткого дна. Но есть жизненные обстоятельства, при которых лодка без настила является единственным приемлемым вариантом. В частности, речь идет о случаях, когда каждый лишний килограмм комплекта является ощутимой тяжестью для владельца. А дно лодки — это минимум 3-4 кг дополнительной ноши.
Итак, каким типом жесткого дна Вы можете укомплектовать свою лодку?
Реечный настил или слань-коврик
Самый распространенный вариант пола для гребных и моторных плоскодонных лодок. Состоит из 2-7 отдельных пайол из влагостойкой морской фанеры. Выпускаются объединенными в одну кассету либо в виде отдельных фрагментов, которые крепятся в специальных карманах на дне лодки. Это самый легкий и бюджетный вариант днищевого настила. Обладает неплохими эксплуатационными качествами, но имеет существенный недостаток для лодок, оснащенных мощным двигателем — при хождении на большой скорости на участках между пайолами образуются воздушные карманы, которые снижают скорость передвижения и негативно влияют на устойчивость лодки. Также, зачастую, реечный настил в недостаточной мере либо совсем не покрывает носовую и кормовую часть лодки. |
Слань-книга
Такой настил покрывает абсолютно все дно лодки без каких-либо зазоров, его сегменты соединены между собой лентами ПВХ-ткани. Складывается как гармошка и, ложась на дно багажника, практически не занимает места. Как правило, комплектуется отдельной транспортировочной сумкой. Слань-книга делает дно лодки абсолютно плоским, существенно улучшая ее мореходные качества как при хождении под мотором, так и на веслах. Также этот настил увеличивает продольную и поперечную жесткость лодки. Из негативных моментов стоит отметить достаточно высокую цену, вес и более продолжительный процесс установки. Также стоит учитывать тот факт, что слань-книга может стать как преимуществом, так и недостатком в зависимости от типа Вашей лодки. |
Гребные лодки. Слань-книга — не совсем удачный выбор для таких лодок, усложняющий сборку, увеличивающий вес и стоимость комплекта. Для большинства случаев стандартного реечного настила будет достаточно, а книга подойдет для узкоспециальных задач. | Моторные плоскодонные лодки. Здесь ситуация абсолютно противоположная — слань-книга раскрывает все возможности плоскодонной лодки, существенно повышая ее эксплуатационные качества. Это будет особенно заметно при использовании мощных моторов. | Килевые моторные лодки. С килевыми лодками используется достаточно редко, ведь слань-книга, в отличие от их стандартной разборной палубы, не обеспечивает достаточную жесткость конкретно для этого класса лодок. Такой комплект оправдан при использовании моторов до 5-6 л.с. и в тех случаях, когда вес и легкость сборки — это основные требования к лодке. |
Алюминиевый настил
Килевые лодки комплектуются разборной жесткой палубой, состоящей из нескольких фанерных пайол, которые с помощью алюминиевых профилей и боковых стрингеров собираются в жесткую, монолитную конструкцию. Однако некоторые производители, в качестве опции, дают возможность оснастить лодку алюминиевым настилом. Благодаря этому немного уменьшается вес лодки, а также обеспечивается максимальная прочность и долговечность палубы. Но в то же время алюминиевая палуба, как и любая металлическая поверхность, сильно нагревается на солнце, и передает холод от воды. Цена алюминиевых настилов достаточно велика: доплата около девяти тысяч гривен, в зависимости от размера лодки. |
Надувное дно Air-deck.
Изготавливается только для гребных и моторных плоскодонных лодок. Состоит из двух слоев плотного ПВХ, соединенных между собой тысячами тонких синтетических нитей. Используется исключительно с лодками прогулочного назначения. Этому способствует то, что сам настил можно использовать как надувной матрас. Очень приятный на ощупь, обладает хорошей теплоизоляцией. Даже в комплекте со специальным насосом высокого давления, необходимым для его надува — легче, чем слань-книга. Но если Вы уже решили купить надувное дно, то не спешите. Учитывайте тот факт, что настил достаточно высокий и существенно поднимает центр тяжести лодки. Также у вас под ногами появляется дополнительный баллон, который можно повредить. Фанера в этом отношении намного практичней. |
Как подобрать размер надувной лодки
Понятие пассажировместимости лодки весьма условно. В паспорте и сертификате малого судна этот показатель фиксирован, вычисляется по двум параметрам:
- Грузоподъемность лодки
Для вычисления показателя грузоподъемности судна используется усредненный вес человека — 75 кг, а также учитывается вес максимально допустимого мотора для данной модели лодки, дополнительного снаряжения и т.д. Но самое важное — безопасность. Даже с учетом одного спущенного баллона, лодка должна доставить пассажиров до берега. По этой причине показатель грузоподъемности, как правило, занижен.
- Комфортность зоны обитаемости для каждого пассажира
Площадь этой зоны не должна быть меньше 0,3 м2. В расчет берется исключительно кокпит лодки. Кокпит — это внутреннее полезное пространство лодки. Длинной кокпита считается расстояние от кормы до носа, а шириной считается расстояние между баллонами. При этом размер баллонов не входит в расчет.
Рис. 15 — Размер кокпита в лодке Kolibri K-250T.
Расчет вместимости и грузоподъемности надувной лодки производителями можно считать правильным с точки зрения безопасности, но при этом он очень усредненный. Подбирая оптимальный для себя размер лодки, нужно учитывать целый ряд нюансов.
Размер лодки
Это ее фактические габариты, т.е. рассчитывается по максимально выдающимся частям. Для вычисления полезного пространства нужно отнять диаметр баллонов, а для моторных лодок еще и пространство за транцевой плитой.
Пассажировместимость.
Заявленная пассажировместимость учитывает базовые задачи по транспортировке и комфортному размещению пассажиров, но вес человека, его рост и комплекция сильно отличаются. Двум рослым людям в лодке 230-240 см. будет, мягко говоря, тесновато. Для них двухместные лодки будут начинаться от размера 260-270 см.
Целевое назначение судна.
То, как Вы будете использовать плавсредство тоже определяет фактическую пассажировместимость. Для водных прогулок и просто преодоления водоемов показатель будет близким к заявленному производителем. Но если лодка приобретается для рыбалки, это ставит повышенные требования к размеру кокпита. Для двух спиннингистов даже трехметровая лодка может оказаться маловатой.
Тип лодки.
А еще не стоит забывать, что сопоставимые по габаритам гребная и моторная лодки будут разные по кокпиту. Полезного пространства в гребной лодке больше, т.к. транцевая плита у моторок смещена к центру, что дополнительно «съедает» 15-20 см.
В большинстве случаев выбор в пользу лодки большего размера вполне оправдан. Тем более, это решение на перспективу — будет возможность потесниться и взять на борт дополнительного пассажира, да и о подрастающем поколении всегда нужно думать. Однако нужно учитывать и негативные моменты: дополнительный вес, чуть более длительный процесс сборки, дополнительные требования к мощности двигателя, ну и конечно же цена.
ПВХ или резина?
Надувные лодки часто называют «резиновыми», так как этот материал долгое время был основным для их производства. Но технический прогресс не стоит на месте, да и запросы потребителя постоянно растут. Не удивительно, что резину практически полностью вытеснил более современный материал — армированный лодочный ПВХ, который обладает целым рядом преимуществ:
Вес. | |
Прочность. | |
Уход и хранение. | |
Функциональность и эстетичность. | |
Цена. |
А сколько слоев в вашем ПВХ?
Количество слоев ткани — предмет для спора и манипуляций. Лодочные ПВХ-ткани это «сэндвич», состоящий из нескольких слоев разных по свойствам материалов, придающих ткани определенные характеристики. Основа — армирующий корд, состоящий из множества переплетенных синтетических волокон. Задача корда состоит в обеспечении прочности к разрыву и порезу, а также в придании устойчивости к растяжению. На основу с двух сторон наносится слой поливинилхлорида (ПВХ), как правило, методом ламинирования. Задача ПВХ в обеспечении воздухонепроницаемости баллонов (т.е. герметичности), защите корда от истирания и агрессивных сред и придании эластичности.
Рис. 16 — Схематическое изображение ПВХ-ткани в разрезе.
Для монолитности соединения, между кордом и поливинилхлоридом наносится прослойка высокоадгезивного связующего вещества, обеспечивающего прочное соединение на молекулярном уровне. Сам адгезив практически не виден в разрезе ткани.
Какая должна быть плотность у ПВХ?
При выборе оптимальной для себя плотности ткани, нужно учитывать несколько важных моментов.
- Рост плотности ткани неизбежно повышает общий вес комплекта. Если для больших лодок это не столь принципиально, то для маленьких гребных моделей каждый дополнительный килограмм имеет значение.
- Более плотная ткань менее эластична, т.е. труднее гнется и сворачивается. Это будет не так заметно в теплое время года, а вот когда температура воздуха достаточно низкая, материал «дубеет». И опять же, для больших лодок, у которых процесс сборки сам по себе трудоемкий, это не столь принципиально, а для гребнушек и небольших плоскодонок это достаточно серьезный минус.
- Большая плотность материала нужна в первую очередь для изготовления лодок большого размера, которые предусматривают движение под мощными моторами на больших скоростях. В этом случае баллоны лодки испытывают серьезные нагрузки при ударении о волны, а высокая плотность обеспечивает необходимую устойчивость к повреждениям и деформации.
- Даже ткань 750 г/м2 выдержит препятствие в виде камыша или веток — они неизбежно встретят препятствие в виде нитей корда, а вот от очень острых и тонких предметов, крючка например, не спасет и самая плотная ткань.
Опытным путем большинство производителей пришли к следующим оптимальным показателям плотности ткани:
Гребные лодки | Моторные плоскодонные лодки | Килевые лодки |
800-950 г/м2, или 650-750 г/м2 для ультралегких и компактных моделей | около 950 г/м2, чего вполне достаточно для практически любых условий эксплуатации | практически всегда 1100 г/м2, за исключением специальных облегченных моделей |
Прочность ткани далеко не полностью зависит от ее плотности. В значительной мере это прочность армирующего корда, его качество, материал изготовления и т.д. которые могут варьироваться в зависимости от производителя ткани. Поэтому даже менее плотная ткань может быть прочнее более плотной.
Важно! Раздумывая над тем, какую надувную лодку выбрать, обязательно обращайте внимание на адекватность цены и плотность материала. На рынке присутствуют лодки, изготовленные из ткани плотностью 600г/м2 и ниже. Эту ткань обычно называют «тентовой», так как она широко применяется при их изготовлении. Ее отличительной особенностью является либо полное отсутствие армирующего корда, либо он совсем слабый. Как правило, это лодки китайского производства, выделяющиеся очень малым весом и ценой. Однако следует учитывать, что такие плавсредства вообще никак не сертифицированы, и совершенно не соответствуют нормам безопасности.
Надеемся, что наш гайд помог вам лучше понять, на что следует обращать внимание при выборе надувной лодки. Каждая деталь — от вида плавсредства до типа дна имеет значение, ведь именно это определяет, насколько удобным и безопасным будет ваш водный транспорт.
Если у вас остались вопросы насчет того, как выбрать лодку ПВХ — обращайтесь к нашим специалистам, мы поможем сделать правильный выбор!